1 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда", предусмотревший новые обязанности для работодателей. Он позиционируется в качестве снижающего нагрузку на бизнес, однако на самом деле вводит для работодателей новые обязанности.
Дополнены основания для декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ранее декларирование осуществлялось в отношении рабочих мест на которых не было обнаружено вредных и опасных факторов. Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ дополнительно предусмотрел декларирование для рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными и допустимыми.
Это означает, что все работодатели обязаны в отношении рабочих мест, получивших по результатам СОУТ 1 и 2 классы условий труда по состоянию на 1 мая 2016 г., направить в Государственную инспекцию труда в субъекте РФ уточненную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (см. ч. 4 ст. 3 Федерального закона№ 136-ФЗ).
Реализация нововведений на практике осложнена задержкой в принятии необходимых подзаконных нормативных правовых актов. В настоящее время планируется внесение изменений в приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н"О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" в целях приведения его в соответствие с новыми положениями Федерального закона 426-ФЗ.
Более подробная информация у наших консультантов!
Специальное предложение-консультация для наших клиентов тел. +7 (812) 244-07-40
Декларация соответствия оптимальных и допустимых условий труда государственным требованиям будет действовать пять лет. Срок ее действия продлится еще на пять лет, если у работника не возникнет профзаболеваний и с ним не произойдет несчастных случаев на производстве. При этом, введено новое основание для прекращения действия декларации - выявление нарушения государственных нормативных требований охраны труда в отношении работника или рабочего места. Ввиду чрезвычайно широкого перечня государственных нормативных требований охраны труда, соблюсти которые полностью практически невозможно, следует понимать, что выявление нарушений в ходе проверки Государственной инспекцией труда повлечет за собой внеплановую СОУТ.
Сроки проведения внеплановой СОУТ уточнены:
Кроме того, на работодателя возложена обязанность любым доступным способом уведомить организацию, которая проводила специальную оценку условий труда об утверждении отчета о проведении СОУТ в течение 3х рабочих дней и направить копию отчета почтовым отправлением или электронным документом с квалифицированной электронной подписью.
Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ однозначно определил, что реорганизация работодателя сама по себе не является основанием для внеплановой СОУТ.
Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ установил, что изменение наименования рабочего места, то есть наименования должности, профессии или специальности работника, занятого на данном рабочем месте, также не влечет внеплановую СОУТ, если при этом не изменились:
Получили формальное закрепление права экспертов в ходе идентификации не только изучать документацию, но и проводить обследование рабочих мест с фактическим ознакомлением с проводимыми работами.
Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ установлено, что результаты проведения СОУТ передаются в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
В реестре организаций, осуществляющих СОУТ помимо места нахождения организации,предусмотрена необходимость отражения наименования и места нахождения ее филиалов и представительств. Данная мера призвана «вывести на чистую воду» конторы, которые работают под прикрытием аттестата территориально удаленной аккредитованной лаборатории.
Уточнены требования к экспертам организации, осуществляющей СОУТ. Так, один из экспертов должен иметь высшее образование по направлениям подготовки специалистов: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.
Предусмотрена возможность применения методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов без проведения их аттестации до 31 декабря 2020 года.
Решение о снижении класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а не ее территориальные управления в регионах как ранее.
Организации, проводившие СОУТ получили право обращаться за проведением экспертизы качества специальной оценки условий труда
Работникам предоставлено право обращаться к экспертам с предложением по осуществлению идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на их рабочих местах
Не допускается ухудшение положения работников, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения СОУТ,результаты которой получены с нарушениями Федерального закона № 426-ФЗ, в случае проведения внеплановой СОУТ (по предписанию Государственной инспекции труда).
См. подробный сравнительный анализ действующей и предыдущей редакций Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда"